СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ДВУХ СТРАТЕГИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Одной из наиболее распространенных стратегий эксплуатации в настоящее время является стратегия, ,в которой решение о восстановлении или проведении профилактики принимается либо по истечении определенного заранее заданного времени Т, либо при обнаружении неисправного элемента в системе, независимо от того, находится ли система в работоспособном или неработоспособном состоянии. Будем называть такую стратегию в дальнейшем стратегией 1.
Таким образом, по аналогии со стратегией 2 в стратегии 1 период регенерации системы является также случайным и, начинаясь от момента обновления системы (/0 = 0), заканчивается:
в момент Т проведения плановой профилактики, если на протяжении интервала эксплуатации от t = 0 до t=T ни один элемент системы не отказал;
в момент ti в интервале от 0 до Т, когда по результатам контроля установлено, что в системе имеются отказавшие элементы.
Не вдаваясь в подробности алгоритма моделирования процесса эксплуатации по стратегии 1, а используя полученные результаты для одной из моделей конкретной системы с избыточностью, сравним стратегии 1 и 2 по основным характеристикам, приведенным в § 4.5,
Схема соединения системы по надежности приведена на рис. 4.4, из которой следует, что система имеет две пары резервированных элементов и один нерезервированный (резерв нагруженный). Среднее время безотказной работы элементов 7’ш = 426 ч„ 102 = Тйй= 1920 ч, Тм — 7оз = 216 ч.
Система может в процессе эксплуатации переходить в одно из 32 состояний элементов.
В табл. 4.1 приведены результаты расчета промежуточных данных и основных характеристик стратегии 1 и 2 при моделировании
1000 процессов регенерации состояния системы. Затраты на плановую профилактику, проводимую через 50 ч эксплуатации, или на предупредительную профилактику составляют в зависимости от состояния системы от 0,3 до 2,3 ч, а затраты на восстановление — от 1,9 до 2,3 ч.
Характеристики стратегий эксплуатации системы |
Периодичность контроля М |
ч |
|||
Тип страте гии |
1 |
2 |
S |
10 |
|
Общая наработка системы в ис- |
і |
30 903 |
31 105 |
31 440 |
32 096 |
правном состоянии Тв. с |
2 |
36 842 |
42 449 |
42 927 |
43 492 |
Общая наработка системы в не- |
1 |
197 |
396 |
1014 |
2014 |
исправном состоянии Ти с |
2 |
58 |
153 |
377 |
717 |
Суммарные затраты на контроль и |
1 |
10 385 |
5780 |
3025 |
2122 |
профилактику Гп. с |
2 |
11468 |
6822 |
3032 |
1765 |
Суммарны^ затраты на восстанов- |
1 |
733 |
743 |
754 |
782 |
ление Тв с |
2 |
250 |
313 |
326 |
335 |
Количество отказавших систем |
1 |
74 |
78 |
84 |
89 |
2 |
117 |
146 |
151 |
154 |
|
Средняя наработка на отказ систе- |
1 |
417 |
398 |
374 |
360 |
МЫ Тср |
2 |
314 |
290 |
284 |
282. |
Удельные средние затраты на вое- |
1 |
0,0237 |
0,0239 |
0,0243 |
0,0243 |
становление 7В |
2 |
0,0067 |
0,0073 |
0,0075 |
0,0077 |
Удельные средние затраты на |
1 |
0,3360 |
0,1858 |
0,0243 |
0,0243 |
контроль и профилактику ТП |
2 |
0,3112 |
0,1607 |
0,0075 |
0,0077 |
Удельные средние затраты на |
1 |
0,3598 |
0,2097 |
0,1205 |
0,0915 |
іксплуатацию Т3 |
2 |
0,3180 |
0,1681 |
0,0782 |
0,0483 |
Показатель готовности Кг |
1 |
0,732 |
0,818 |
0,867 |
0,863 |
2 |
0,758 |
0,753 |
0,920 |
0,939 |
|
Вероятность безотказной рабо- |
1 |
0,9936 |
0,9874 |
0,9687 |
0,9409 |
їм Р(М) |
2 |
0,9984 |
0,9964 |
0,9913 |
0,9833 |
Для правильного анализа и сравнения характеристик рассматриваемых стратегий следует помнить, что удельные затраты на профилактику или восстановление определяются как затраты на I ч наработки, а средние затраты — как затраты на профилактику или восстановление на одну регенерацию процесса без учета заїр, и на контроль состояния. Для рассматриваемой системы средние затраты на профилактику Сі = 0,89 ч, а средние затраты на инее і аиовление С2=2,1б ч.
Результаты моделирования показывают несомненные преимущества стратегии 2 перед стратегией 1.
Полезная суммарная наработка системы Ты —общее время оеютказной работы системы по назначению в рассматриваемом периоде времени, эксплуатируемой по стратегии 2 при шаге контро- III 1—{2—4) ч, превышает в 1,36 раза полезную суммарную на — p. точ ку системы Тл при эксплуатации по стратегии 1 (кривая 1 из рве. 4.5), а снижение удельных затрат на эксплуатацию состав — I iif і Л Г в, при шаге контроля 2 и 4 ч— 1,16 и 1,3 раза соответственно (кривая 2 на рис. 4.5).
На рис. 4.6 приведены зависимости показателя готовности Кт, вероятности безотказной работы системы P(At) и показателя оперативной готовности
/С0Г=Нт/,(6 t+kt)
/=»оо
от принятой стратегии эксплуатации и шага контроля.
■ Из сопоставления данных следует, что для стратегии 2 показатель готовности, вероятность безотказной работы системы и показатель оперативной готовности превышают при любом заданном интервале между моментами контроля соответствующие значения / Кг, Р{№) и Кот для стратегии 1.
Расчеты показывают, что при интервале между моментами контроля в I ч количество плановых профилактик через 50 ч наработки для исследованной при моделировании системы равно 735, количество предупредительных профилактик по правилу (4.19) — 147, а при интервале, равном 2 ч, количество плановых профилактик уже составляет 842, а предупредительных профилактик только 11.
Одним из путей внедрения и повышения эффективности стратегии 2, основную долю затрат в которой составляют затраты на контроль состояния системы, является использование бортовых ЦВМ для оценки состояния системы и принятия решения на проведение каких-либо работ на ней. В этом случае затраты на контроль могут быть сведены к минимуму благодаря автоматизации операций по идентификации технических состояний.
При внедрении системы контроля с помощью бортовой цифровой вычислительной машины эффективность применения правила управления (4.19) значительно возрастает, так как шаг между моментами контроля при снижении затрат на сам контроль может быть уменьшен. В этом случае повышается количество предупрежденных отказов системы в полете, возрастает вероятность безотказной работы системы и вследствие этого эффективность эксплуатации в целом.
Глава V